Сайт Глобенко Александра учителя информатики и ИКТ МОБУ "Новосергиевская СОШ №3"
Главная » Файлы » Медиатека кабинета информатики » Современные технологии

Групповые технологии обучения
[ · Скачать удаленно () ] 25.01.2016, 20:02

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Глобенко А.М.

МОБУ "Новосергиевская СОШ №3"

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам. Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать.

Те, кто уже взял курс на использование ИКТ в учебном процессе, хорошо понимают проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. На первый план, безусловно, выходят проблемы организационного характера: не оборудовано автоматизированное место учителя, в кабинет с мультимедийной установкой попасть весьма затруднительно и т.д. Эти проблемы влекут за собой ряд мотивационных проблем: интерес угасает либоуже на этапе появившегося желания, либо на этапе попытки всё-таки провести приготовленный урок с применением ИКТ. А уж вопросы методического характера готовы рассматривать только самые настойчивые и имеющие дома все условия для долгих проб, поиска решений и обдумываний. Слабая материальная база и недостаточное финансирование только помогают накапливанию нерешённых проблем.

Но если вышеперечисленные проблемы относятся ко всему образовательному процессу, то урок информатики столкнулся с настоящим «двуглавым орлом». В соответствии с п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617), наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 31 Типового положения, при проведении занятий по информатике допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и в сельских - не менее 20 человек. В соответствии с п. 2.9.12. СанПиН 2.4.2.1178-02 (утв. Постановлением от 28 ноября 2002 г. N 44,(в ред. Постановления от 23.07.2008 N 45)), при использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) утверждены Постановлением от 3 июня 2003 г. N 118 (в ред. от 25.04.2007 N 22). А в соответствии с п. 4.16. в Приложении 7,не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста. При проведении занятий по информатике в общеобразовательном учреждении должны быть учтены вышеприведенные нормы. Возникает вопрос: как организовать урок, если в классе 20-24 человека, а рабочих мест ученика с компьютером – 12, а то и меньше?

На помощь приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.

Ещё К. Маркс говорил: «Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей,  результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий»

На уроке группового обучения класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, то есть часть заданий выполняется во время практической работы (по одному человеку за компьютером), а остальное - на рабочих местах за партой в тетрадях, на карточках, в индивидуальных бланках. В течение урока происходит обмен: кто работал за партой, переходят за компьютеры, и наоборот. Параллельно можно также проводить подготовку к сдаче ГИА, задания из части 1 и части 2, предложить для индивидуальной работы.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. План работы в группе[1]:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),

б) инструктаж о  последовательности работы,

в) раздача дидактического материала по группам.

2.Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе,

б) распределение заданий внутри группы (учителем или лидером),

в) индивидуальное выполнение задания,

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

е) подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы в группах,

б) анализ познавательной задачи, рефлексия,

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Также на уроках информатики широко использую парный метод обучения, сформированный также из-за нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для обучающегося помощь товарища порой оказывается полезнее, чем помощь учителя.

Примером разделения на практические и индивидуальные задания может служить таблица, которая включается в тематическое планирование и может являться настольной шпаргалкой для учителя.

9 класс (по Семакину И.Г.)

Практическая работа

 

 

Индивидуальные задания

Количество информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора»

Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос1)

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры»

Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос1)

Файлы. Файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Составление иерархической записи места хранения файла. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос6)

Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет»

Решение задач на вычисление объёма дискового пространства. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос  6)

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

Заполнение таблицы «Сравнение ОС». Решение задач на нахождение разрешающих способностей монитора и мыши без калькулятора. Сравнение результатов. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 18)

Прикладное программное обеспечение. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени»

Знакомство вновинками прикладных программ (по заранее подготовленным докладам) Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 5)

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

Просмотр презентации, конспектирование «10 самых опасных вирусов». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 8)

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети»

Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету»

«Браузеры» (просмотр презентации, достоинства, недостатки).Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета»

Проектная работа по группам. 1 этап. Составление плана проекта. Список необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 17, Часть 1, вопрос 4)

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине»

Словарный диктант. Тестирование по индивидуальным карточкам. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)

Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой»

Составление текста сообщения. Таблица «Смайлики». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 9)

Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета»

Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 19)

Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете»

Проектная работа по группам. 2 этап. Поиск и сохранение необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Основные тэги, запись HTML-кода интернет страницы коллективного сайта (проекта) по теме. Проектная работа по группам. 3 этап. Создание сайта-проекта.

Вставка изображений, списки. Интерактивные формы. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Проектная работа по группам. 3 этап.

Защита проекта по группам «Сайт по теме»

Проанализировав результаты работы в группах, можно сделать вывод: вне всякого сомнения, использование такой формы работы имеет свои преимущества. Во-первых, не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал, а работая в группах, обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно и все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.

Во-вторых, ребята самиучатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

В-третьих, у учеников формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

В-четвёртых, учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания, школьники общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.

И, наконец, работа в группах значительно облегчает распределение учебной и информационной нагрузки на уроке информатики, в соответствии с требованиями СанПин.

Значит, в целом, технология группового обучения, является значимым инструментом для решения оной из современных проблем информатизации образования.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  2. Бесплатная библиотека стандартов и нормативов  http://www.docload.ru
  3. Авторская мастерская Угриновича Н.Д. на сайте методической службы БИНОМ http://metodist.lbz.ru
  4. Проект "Охрана труда в предпринимательстве"http://www.tehbez.ru
  5. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» http://menobr.ru/
  6. Правовая система нового поколения «Референт» http://www.referent.ru/
  7. Российский общеобразовательный портал http://zakon.edu.ru/

 

Категория: Современные технологии | Добавил: informatik
Просмотров: 35 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Категории

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 53

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Об этом сайте

Данный сайт предназначен для учеников, коллег, а также родителей, интересующихся образованием своих детей.

Новости образования
Фраза дня
Берегите время!
ЭлЖур
Вход на сайт
Календарь